3,5 миллиона!
На заводе "Моссар" в Марксе пятый год подряд выпускают более половины ВСЕХ электросчётчиков, производимых в России

Завод, в котором рождается свет
Знаете ли вы, что ООО НПФ "Моссар" - это один из крупнейших в России заводов по производству светодиодного осветительного оборудования?

Светодиоды вместо ртути
Представители белорусского завода заинтересовались идеей использовать для освещения своих новых цехов светодиодные светильники, выпускаемые в Марксе

И всё-таки за ним пришли(4)
«Деловой Маркс» так много рассказывал про коррупцию в райадминистрации, что мне в итоге пришлось закрыть газету. Но и Олега Тополя закрыли

Колонка редактора



Вслушаться в слова(1)

 Желание главы района публично дать клятву работать честно и добросовестно вселяет уверенность, что он собирается эти обещания исполнять


Реклама



Последние комментарии
08.11.2023
Владимир Дмитриевич Батяев
Владимир Дмитриевич, к огромному сожалению, в

17.09.2022
Ринг на всю жизнь
Я тоже у Гусева тренировался.

29.03.2022
Людмила Савицкая
Людмила Владимировна Савицкая приняла оригина

05.10.2021
Валерий Георгиевич Шевчук
Кто Вы и зачем Вам Шевчук? Напишите мне в лич

30.09.2021
Ксения Чернова
у неё духа больше чем у многих мужиков.

Главная » Статьи » 2011 год » Воложка № 3-4

Вопрос: Надо ли учить детей таблице умножения?

Год учителя открывали в январе 2010 г. в Северной столице. Торжественная церемония его закрытия и награждения лучших учителей России прошла незадолго до Нового года в Москве, в доме Пашкова — одном из красивейших зданий столицы.

Кульминацией церемонии стало выступление Президента России Дмитрия Медведева, который напомнил, что Послание Федеральному Собранию он в значительной степени посвятил проблемам семьи, детства и, конечно, школы. Президент отметил огромное значение школьной микросреды, подчеркнув, что «она не зависит в полной мере от комфортабельности школы, хотя это вещи связанные».

— Если в школе есть слаженный педагогический коллектив, если есть люди старшего поколения, педагоги среднего возраста, молодёжь, то тогда эта школа живёт и развивается как сильный образовательный организм. Если этого нет, то какие бы стены ни построить, какими бы компьютерами или технологическими аксессуарами ни нафаршировать школу, она не будет давать того, что должна. Ведь школа — это, прежде всего, учителя и ученики... После завершения Года учителя всё только начинается. Потому что мы ещё не сделали очень многого. Но самое главное, что сделали за последние несколько лет, заключается в том, что мы стали заниматься проблемами школы, проблемами учителей, проблемами семьи на профессиональном уровне, — подчеркнул Президент.

Сайт Года учителя

Всё только начинается, сказал президент России, и нам показалось интересным продолжить дискуссию: какой же будет школа в следующем десятилетии?

Незадолго до церемонии закрытия Года учителя, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» в передаче «Разворот» ведущие и гость студии обсуждали тему информационных технологий в образовании: как это работает?

А действительно, как? Собеседники вели речь о неслыханных, казалось бы, вещах – надо ли учить детей таблице умножения и письму шариковой ручкой, если есть калькуляторы и компьютеры?

Не будем пересказывать беседу – предлагаем вашему вниманию её запись, печатается в сокращении.

Ведущие: Ольга Журавлева и Андрей Белькевич

Гость: Алексей Анатольевич Муранов, зам.директора Центра образования № 1811 «Измайлово» г. Москвы

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Вообще эта проблема для образования сегодня насколько важна? 

А. МУРАНОВ – Она важна настолько же, насколько информационные технологии попадают в реальную жизнь. Сейчас практически все, кто работает с текстом, не делают это с помощью ручки. Все пишут с помощью компьютера. А почему мы учим в школе писать, используя только ручку. Мы говорим, что дети становятся часто неграмотными, но это вопрос спорный. А какие тексты мы смотрим, написанные рукой или на компьютере?

А. БЕЛЬКЕВИЧ – На компьютере, наверное, грамотнее получается, там подсказки есть. А потом рукой они уже не напишут грамотно.

А. МУРАНОВ – Это вопрос интересный и сложный. Надо ли нам учить тому, что они не будут использовать практически никогда? Мы сейчас ездим на машине, летаем на самолете, и если нас заставить пройти большое расстояние пешком, это выполняется довольно тяжело.

О. ЖУРАВЛЕВА – Тогда получается, что ходить тоже не надо учить. Сразу за руль сажать.

А. МУРАНОВ - Нет, конечно. Во всём должна быть мера. Но закрывать глаза на наличие компьютеров в образовании, если они есть в жизни, совершенно не стоит.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Мы хотим понять, как соотношение вами определяется?

А. МУРАНОВ – Я могу говорить на примере школы, в которой я работаю. Мы начинали использовать компьютер давно. Первый раз информатика в начальную школу попала в 1989 году, то есть более 20 лет назад.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Я даже помню, как это было. С реальной жизнью никакого отношения вообще…

О. ЖУРАВЛЕВА – В старших классах в 1989 в Москве уже была информатика.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Я в 1989 был в 9-м классе, нас учили программированию на Бейсике. При этом написать текст в Ворде никто из нас не знал как.

А. МУРАНОВ – Тут была некоторая проблема, курс информатики ввели в школу в 1985 году, военные, скорее, продвигали. И была задача к технике, поскольку в армию стала приходить техника. Я же в 1989 году начал заниматься вопросами начальной школы там, где таких проблем не ставилось. А если был вопрос программирования, то на очень простом уровне. Тогда это начиналось, и было немного, поскольку компьютеров было мало. Но компьютеры в школе появились у нас раньше, чем они стали предметом реальной жизни каждого человека. То есть они ещё были не на каждом предприятии, не у каждого бухгалтера. Совсем не было ни у кого дома. А в школу они пришли. И тогда история про набор компьютерного текста не выглядела такой очевидной. Сейчас же это совсем не так. И вопрос ведь, не писать ручкой или не ручкой. Ручкой писать это вопрос физического умения. Для нас важно не то, чтобы ребенок физически мог написать текст, а чтобы он текст мог придумать, работать над ним. Это гораздо важнее.

О. ЖУРАВЛЕВА – И чтобы мог грамотно его написать.

А. МУРАНОВ – В современной жизни на компьютере ты никогда не напишешь слово неправильно. Просто невозможно.

О. ЖУРАВЛЕВА - Тем не менее, то, что мы читаем в Интернете, говорит о том, что мы можем всё. И жи-ши писать как угодно.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Просто не во всех компьютерных программах есть подсказки.

А. МУРАНОВ - Но есть и другая проблема. Далеко не всё у нас откладывается в голове на уровне правил, жи-ши пиши с буквой «и». Если вы спросите взрослого человека, кто много пишет, иногда говорит правильно, а как слово правильно написать, не помнит. Дай-ка я попробую написать. Он пишет слово и пишется правильно, почему? – потому что память в руке.

О. ЖУРАВЛЕВА - А есть еще память зрительная. Некоторые люди когда-то читали книги, и запоминали.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – А здесь получается, что если они на компьютерах, то ни той, ни другой памяти нет.

А. МУРАНОВ - Очень много ошибок происходит в компьютерном написании, потому что их не учили в детстве писать с помощью ручки, они опечатываются. Они бы написали правильно рукой, а в компьютере набирают неправильно. Для них это неестественное действие. Они здесь начинают большинство одним пальцем, попали не туда, вроде как перепутали, их не научили читать текст на экране компьютера, их не научили писать на клавиатуре … Это одна из версий, она достаточно серьезно подтверждается. В обучении много связано с памятью пальцевой, механической. Особенно при работе с текстом. И вам важно в начальной школе, чтобы память работала и та и другая. Это не значит, что не надо писать ручкой, но во многом письмо ручкой переходит в сторону искусства.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Каллиграфию скоро введут у нас.

А. МУРАНОВ – Не совсем как предмет, но по сути дела мы пытаемся это делать. Важно писать учить ручкой, не в первом классе активно этим заниматься, а скорее в 4-м классе, на выходе из начальной школы, когда за счет многих упражнений и на уроках труда…

О. ЖУРАВЛЕВА - Когда моторика разовьется.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – То есть все-таки у вас получается цель такая, чтобы ручкой писали все меньше и меньше. Чтобы это не стало главным и основным.

А. МУРАНОВ - Нет, для нас является целью, чтобы они умели писать русский текст, именно работая с текстом. И важно, что если ученик начальной школы напишет два предложения из двух слов, то попросить его написать это предложение еще раз, только добавив прилагательные, вместо «мама пришла» - «мама быстро пришла»… это невозможно, потому что приходится не добавить только одно слово, а переписать все три слова. А это время. И что важно, при работе с текстом на компьютере мы можем не переписывать, а взять один текст и продолжать с ним работать. Начиная с двух слов, сочинять рассказы.

О. ЖУРАВЛЕВА - Заменяя одно слово другим.

А. МУРАНОВ - Редактируя, обсуждая, какое слово здесь лучше, развивая текст. И здесь информационные технологии, компьютерный набор текста, мы давно занимались клавиатурным письмом, и говорили, что ученик первого класса на выходе должен печатать вслепую так же, как и писать быстро. Это совершенно нормальная вещь, достижимая. Мы это начинали делать более 10 лет назад, и наши дети уже окончили институт, и им это очень полезно.

О. ЖУРАВЛЕВА - Есть один вопрос из Тольятти, инженер: как вы относитесь к тому, чтобы ребенок не носил кучу учебников, а использовал электронную книгу, где все учебники уже занесены. Вот только где взять электронный вариант учебников? У вас не было такой практики? В начальной школе я помню, для меня было шоком, когда я увидела ребенка первоклассницу, которая, надев рюкзак, падает на спину. Действительно эти яркие нарядные учебники очень тяжелые.

А. МУРАНОВ - Да, это проблема, и ее начинали решать без информационных технологий, разрезав учебники на части. Сейчас учебники очень тоненькие специальные.

О. ЖУРАВЛЕВА - Все равно много приходится носить.

А. МУРАНОВ - Да, естественно это придет, и никуда от этого не денешься. Мы ходим с ридерами, нося все книжки с собой. И таких людей в метро очень много. Почему это не будет происходить в школе? Конечно, будет. Вопрос, как быстро это будет происходить. Откуда возьмутся эти ридеры, это будет давать государство или каждый родитель это сделает?

О. ЖУРАВЛЕВА - Вы готовы к школе? Вы купили ридер? Нормально, по-моему. Не такие уж чудеса.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Это дешевле, чем платить за каждый учебник.

А. МУРАНОВ - За учебники сейчас платит государство. И за ридеры может платить. Естественно, это становится дешевле. Вообще технологии внедряются только тогда, когда они привносят экономический эффект, а не из-под палки. Но сейчас никакого бухгалтера не надо убеждать использовать компьютер. И никто не собирается доплачивать бухгалтеру больше денег. Скорее наоборот. Так и здесь. Это должно быть инструментом.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Это понятно. Что такое информационные технологии в школе. Это же не просто набор текста на компьютере, это, наверное, все-таки более широкое понятие.

А. МУРАНОВ - Если говорить о различных уроках, где они используются, это много уроков. Например, есть проблема развития речи детей. Оно может происходить просто из разговора, но происходит гораздо более эффективно, если ребенок записывает свою речь, это тоже использование информационных технологий. У нас первоклассники записывают и слушают себя. Вообще 1 сентября начинается со многих уроков, в том числе и с урока информационных технологий, когда ребенок приходит в первый раз в компьютерный класс и набирает как-то мышкой по одной букве свой бейджик. Это не только буквы, это информационные технологии. Потому что мы обсуждаем, что ребенок должен из себя представлять, и он пишет, отвечая на вопросы, как он хочет, чтобы его называли в школе. Получается Олечка, потом возникает следующий шаг информационных технологий. В классе появляется две Олечки, надо разобраться, а что же нам делать.

О. ЖУРАВЛЕВА - Одну красненьким набрать, а другую синеньким.

А. МУРАНОВ - Получается красненькая и синенькая Олечки. Или кто-то говорит: а я хочу, чтобы звали меня Оля, а другая Олечка. Получается, что два разных имени. Это уже интересно. Можно распечатать и ходить знакомиться, отмечая в листочке с фамилиями, с кем ты уже познакомился, кого ты знаешь, кого нет, кому ты не задал какие-то вопросы. Информационные технологии становятся инструментами на многих предметах. У нас есть ИЗО. Раньше была идея, что информационные технологии надо изучать на уроках информатики. Как мне кажется совершенно бессмысленная идея. Просто потому что никакой учитель информатики не сможет научить рисовать, используя графический редактор, потому что для этого надо, прежде всего, уметь рисовать. Поэтому у нас это только на уроках ИЗО.

О. ЖУРАВЛЕВА - Обычное ИЗО при этом сохраняется?

А. МУРАНОВ - Конечно. Есть цепочка уроков. Есть акварели, гуашь. Там много всего. Я не большой специалист в ИЗО, я просто периодически захожу, и вижу, на одном уроке может быть переход от одной технологии, от гуаши к компьютерному рисованию с помощью каких-то инструментов. И обратный ход. Все, что сделано руками, с помощью компьютерных технологий сохранить и представить всем. До этого не было возможности, все, что дети рисуют просто на бумаге, они как правило, сканируют, помещают себе в папочку. Это можно представить в Интернете, раздать родителям. А можно и продолжить с этим жить. То, что нарисовано рукой, можно дорисовать в компьютере, опять распечатать, опять сделать из этого что-то такое. Еще такое направление, это видеотехнология. У нас есть такой урок в третьем классе, который дети называют видеоинформатика. Иногда учителя называют это видеотехнология. Они монтируют видеофильмы. Конечно, у нас не стоит задача научить детей именно монтировать фильмы. Это некоторый проект на основе их жизни строится содержательная работа над текстом, над умением произносить текст. Потому что одно дело просто говорить, а другое дело послушать то, что ты сказал. Другое дело озвучить то, что ты придумал. Там все жанры, и мультипликация, а это значит можно сделать героя из пластилина, бумаги, еще из каких-то материалов. Потом научить его жить, снимая покадрово фотоаппаратом. Потом это положить на компьютер, сделав мультфильм, потом его озвучить. А для того чтобы сделать фильм, нужно написать план. И неважно это план фильма, план последующей работы, план выполнения домашнего задания.

О. ЖУРАВЛЕВА - Скажите, а технологии проникают во внеклассную жизнь? Я имею в виду электронный журнал, оповещение родителей о каких-то важных вещах посредством электронной почты. Этого у вас нет?

А. МУРАНОВ - Этого мало, и я не считаю, что это является таким важным вопросом. Для меня важно, чтобы информационные технологии использовали дети, причем так же, как их используют взрослые. Мне кажется, что не бывает специально придуманных каких-то инструментов для детей и ресурсов. Постепенно они уходят, как правило, используется то же самое, что используют взрослые во взрослой жизни. Текстовый редактор, потому что надо много работать с текстами. Тексты становятся из простых гипермедиатекстами. Их надо учить писать. Детей надо учить в старших классах писать именно в блогах. Но это такой вид искусства, общения. Почему это не делается на уроках русского языка и литературы мне непонятно. Это, конечно же, предмет работы учителя русского языка и литературы.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – А есть какие-то технологии или планируются, которые могли бы учителя заменить хотя бы в чем-то?

А. МУРАНОВ - В чем-то да, и они есть, это очевидно.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – А вообще чтобы только компьютеры в классе без учителя?

А. МУРАНОВ - Ну конечно такого, скорее всего, не будет никогда.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Мы же знаем, в университетах есть он-лайн образование.

А. МУРАНОВ - Это другой вопрос. Дистанционное образование действительно будет приходить…

А. БЕЛЬКЕВИЧ – То есть на уроки не ходишь, сидишь себе дома. Учишься по компьютеру.

А. МУРАНОВ - Учишься, используя компьютер и сеть. Это две разные вещи. Нельзя заложить в компьютер программу, которая бы тебя научила. Но приходить обязательно в класс далеко не всегда нужно и возможно.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – То есть школ не будет, получается.

А. МУРАНОВ - Не надо утрировать.

О. ЖУРАВЛЕВА - Может это как раз к добру и к безопасности учителей приведет. Не будут на них нападать.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Будет каждый дома за компьютером. Себе подобных не видит, не общается. Не бегает на переменках.

А. МУРАНОВ - Ничего хорошего из этого не произойдет. Этого, скорее всего, не будет. Это отдельный вопрос, совершенно не имеющий отношения даже к компьютерам. Поскольку общение без компьютеров тоже важно как таковое. Но я бы хотел сказать, все-таки учить с помощью компьютера и учить с помощью коммуникационных технологий, когда ты общаешься с учителем, сидящим не здесь, рядом с тобой, а с помощью сети иногда удаленное, такое обучение у нас существовало всегда. Заочные школы математические привели очень многих в МГУ, и если бы таких школ не было, было бы плохо.

О. ЖУРАВЛЕВА - Кстати, по поводу математических школ. Очень простой вопрос от Елены: зачем учить таблицу умножения, если есть калькулятор?

А. МУРАНОВ - Учить считать на калькуляторе тоже нужно. В магазине на калькуляторе чего-то такое набирают, потом вам говорят цену. Вы далеко не всегда уверены, что вам назвали цену правильно. Проверять ее сложно, а вот уметь проверить, правильно ли посчитали, это очень важно.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Это понятно. Я думаю, вопрос в другом. Не разучатся ли дети считать сами?

О. ЖУРАВЛЕВА - И писать.

А. МУРАНОВ - Как раз не разучатся, если их правильно учить.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Многие пишут, что у человека определенные участки мозга в голове есть, которые…

О. ЖУРАВЛЕВА - Под письмо выделены…

А. БЕЛЬКЕВИЧ – За устный счет отвечают и сейчас это не развивать, значит, и не будет работать.

А. МУРАНОВ - Во-первых, они развиты под письмо. Конечно же, для того чтобы считать на калькуляторе правильно, нужно знать таблицу умножения обязательно. Потому что нужно мгновенно знать, какая последняя цифра в ответе, и сколько цифр в ответе. Чтобы вас не обманули и вы не ошиблись. А это отдельный навык устного счета. Чего не надо использовать с калькулятором – это много и долго умножать в столбик пятизначные на пятизначные числа. А вот устный счет имеет гораздо большее значение именно при использовании калькулятора.

О. ЖУРАВЛЕВА - Спасибо большое. К сожалению, на этом нам придется завершить эфир. Но скажите хотя бы на будущее. Много еще таких школ в стране существует? Или только ваша такая уникальная.

А. МУРАНОВ - Много или мало, это вопрос сложный. Но она точно не одна. Я видел такие школы и в Подмосковье и в Хабаровске. В различных регионах такие школы есть. В Москве таких школ, наверное, десяток как минимум, а может быть и больше.

С полной версией программы можно ознакомиться на сайте «Эхо Москвы» 

Материалы подготовил Владимир ГУРЕЕВ

Категория: Воложка № 3-4 | Добавил: Фарит (15.01.2011)
Просмотров: 2709 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 4
avatar
1
никакая машина не заменит живого педагога... эти хваленые машины без ошибок даже результаты ЕГЭ посчитать не могут.. что уж об образовании говорить то)) biggrin biggrin biggrin
avatar
2
И всё-таки, если в жизни нужен интернет и компьютер, то почему не учить этому в школе
хоть с первого класса
avatar
3
да потомучто 7 летнему ребенку знание ПК совершенно не нужно, а если оно не нужно, то зачем ему этим забивать голову??
avatar
4
Мне кажется, если обучение идёт в процессе игры, то это вовсе не "забивать голову". Мои малые дети, например, рвутся к компьютеры. Правда, я не пускаю: он у меня один и для работы нужен smile
А вот если бы я знал, что им уже рассказали в школе, что это такое, зачем нужно, и куда можно нажимать, а куда нельзя, рад был бы доверить свой ноут, чтобы они тексты набирали
Когда им было по 5-6 лет, я учил их буквам, выводя их на монитор - крупные, из них складывали "мама-папа" и т.д. Им нравилось
avatar
Регистрация
Реклама



Доска объявлений
Предлагаю

Ремонт, перетяжка мягкой мебели, т. 8-927-222-17-26

Наш опрос

Оставить свой комментарий
Статистика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0


Поздравляем с Днем Рождения!
danbdan(43)
Copyright В.Гуреев © 2010-2024Создать бесплатный сайт с uCoz
Наверх