3,5 миллиона!
На заводе "Моссар" в Марксе пятый год подряд выпускают более половины ВСЕХ электросчётчиков, производимых в России

Завод, в котором рождается свет
Знаете ли вы, что ООО НПФ "Моссар" - это один из крупнейших в России заводов по производству светодиодного осветительного оборудования?

Светодиоды вместо ртути
Представители белорусского завода заинтересовались идеей использовать для освещения своих новых цехов светодиодные светильники, выпускаемые в Марксе

И всё-таки за ним пришли(4)
«Деловой Маркс» так много рассказывал про коррупцию в райадминистрации, что мне в итоге пришлось закрыть газету. Но и Олега Тополя закрыли

Колонка редактора



Вслушаться в слова(1)

 Желание главы района публично дать клятву работать честно и добросовестно вселяет уверенность, что он собирается эти обещания исполнять


Реклама



Последние комментарии
08.11.2023
Владимир Дмитриевич Батяев
Владимир Дмитриевич, к огромному сожалению, в

17.09.2022
Ринг на всю жизнь
Я тоже у Гусева тренировался.

29.03.2022
Людмила Савицкая
Людмила Владимировна Савицкая приняла оригина

05.10.2021
Валерий Георгиевич Шевчук
Кто Вы и зачем Вам Шевчук? Напишите мне в лич

30.09.2021
Ксения Чернова
у неё духа больше чем у многих мужиков.

Главная » Статьи » 2011 год » Воложка № 3-4

«Знамя коммунизма» середины XX века

Во втором номере «Воложки» за 2011 год в колонке редактора мы объявили об открытии рубрики, связанной с 80-летним юбилеем газеты, и попросили откликнуться тех, для кого «районка» - не просто листы отпечатанной бумаги. 

И вот сразу после новогодних каникул в редакцию пришла женщина с пачкой старых фотографий. «Я работала наборщицей в типографии в 50-х и 60-х годах, - сказала Лидия Кузьминична Воеводина. – И хорошо помню сотрудников тогдашнего «Знамени коммунизма». Могу кое-что интересное рассказать».

Редакция и типография – единое целое

На столе разложен ворох пожелтевших снимков. На одном из них – три молоденьких девушки – работницы наборного цеха Марксовской типографии: Лидия Воеводина, Нина Ерёмина и Валентина Чечулина. На обратной стороне фото карандашная подпись: «3 апреля 1959 года».

- Мы все пришли в типографию в 1957 году, - рассказывает Лидия Кузьминична. – Взяли нас, так сказать, по блату. У меня здесь в бухгалтерии работал отец, Кузьма Ильич Капков. За девчат тоже родственники словечко замолвили. Кстати, с тех давних пор мы так и дружим втроём.

В послевоенные годы редакция и типография занимали немецкий особняк на улице Кирова. Ныне в нём располагается Управление социальной поддержки населения. В полуподвале стояли печатные и наборные станки, а этажом выше кипела бурная редакционная жизнь. В марте 1959 года были сделаны два фото, на которых запечатлён вид здания с улицы и чёрный вход со двора.

А вот поистине раритетный снимок, датированный 7 ноября 1954 года: на крыльце стоят несколько сотрудников «Знамя коммунизма». Среди них редактор Василий Трофимович Быков. Рядом с недокуренной папироской в руке его коллега – Водопьянов. К сожалению, Лидия Кузьминична не помнит имени этого человека и его должности. Возможно, он был корреспондентом. Мы не можем проверить это по подшивкам, поскольку в нашем архиве хранятся переплетённые газеты, начиная лишь с 1963 года. Куда делись более ранние, мы не знали. Лидия Кузьминична пролила некоторый свет на этот вопрос. Оказывается, во дворе, где сейчас размещается Совет ветеранов, стоял бревенчатый сарай, где хранили бухгалтерскую документацию типографии и редакции. Очевидно, там же складывали и подшивки газеты. В 70-х годах сараюшка сгорела вместе со всем содержимым. И мы можем лишь сожалеть об этой невосполнимой потере.

Ещё одна любопытная фотография лета 1949(!) года. Объединившись, коллективы редакции и типографии выехали на уборку озимой пшеницы в колхоз имени К. Маркса. Работники печати позируют на фоне собранного урожая. Так что в те годы о колхозных соцсоревнованиях они не только рассказывали на страницах местной прессы, но и сами принимали в них посильное участие.

Спор на шампанское

Скорее всего, беря газету в руки, читатель не задумывается над процессом её создания. А меж тем это чрезвычайно увлекательное и непростое дело. О нём мы ещё расскажем. Суть корреспондентской работы изменилась с советских времён мало. Это по-прежнему сбор и поиск информации. А вот вёрстка газеты благодаря современным электронным технологиям значительно усовершенствовалась. Конечно, нельзя сказать, что теперь создавать газету стало легче, ведь креативное мышление, профессионализм и крепкие знания никто не отменял. Зато условия труда верстальщиков и наборщиков стали кардинально другими. Компьютер по сравнению с наборным станком – это как телега и самолёт.

Лидия Кузьминична вспоминает, как печатали газету в пятидесятых-шестидесятых годах прошлого столетия. «Знамя коммунизма» выходило трижды в неделю, и наборщицы только и делали, что вручную собирали и разбирали металлические буковки шрифта. Случалось, что к моменту подписи номера в печать редактор, спустившись в типографию и проверив набранные тексты, обнаруживал ошибку в слове или цифре. Тогда приходилось вынимать из станка целую строку и заново перебирать её. На это требовалось время, и порой наборщицы покидали здание глубоко за полночь.

- Первое, что я делала, когда приходила домой – отмывала лицо и руки и от типографской краски, - рассказывает Лидия Кузьминична. – После каждого набора шрифт промывался керосином при помощи кисточки, но всё равно руки у нас всегда были чёрными. К моему возвращению мама нагревала таз горячей воды, и я приводила себя в порядок.

На фотографиях Лидия Кузьминична показывает своих коллег и сотрудников редакции. Вот прекрасный чёрно-белый портрет женщины с волнистыми волосами, внимательно вглядывающейся в фотообъектив. Это корректор «Знамени коммунизма» Шура Визгалина. Она жила неподалёку от редакции на улице Коммунистической. Вот совместная встреча очередного Нового года. В первом ряду среди типографских работниц сидит Степан Фирсович Афанасьев, в те годы заведующий в газете отделом сельского хозяйства. Во втором ряду рядом с юной Лидой Капковой (Воеводиной она станет позже) стоит главный редактор Василий Быков, чуть поодаль – ответственный секретарь газеты Анатолий Васильевич Егоренков. В шестидесятых годах редакторский пост заняла Татьяна Кондрашова.

Сейчас Лидия Кузьминична очень жалеет, что по молодости не особо интересовалась теми, кто работал этажом выше. Многих подробностей она не помнит, но кое-что крепко засело в памяти. Особенно остроумный и юморной Роман Михайлович Бендерт. Он частенько спускался в типографию и смешил девчат. Во время войны он стал инвалидом, но оптимизма не терял.

Практически все снимки для газеты делал Семён Цапа. В военное время он работал на фронте корреспондентом, а потом приехал в Маркс и на протяжение десятилетий был бессменным газетным документалистом.

- От него всегда очень вкусно пахло какими-то особенными папиросами, - вспоминает Лидия Кузьминична. – Когда он приходил к нам в цех, мы все надышаться не могли этим чудесным запахом. Его жена преподавала в одной из школ, а вот детей у них не было. По законам того времени с бездетных пар, которым нет ещё сорока лет, государством взимался какой-то налог, и Семён Моисеевич в шутку жаловался. Мол, откуда они знают, может у меня по всем фронтам есть внебрачные дети! Балагур был, весельчак и очень хороший фотограф-портретист.

А однажды девушки-наборщицы поспорили с мужчинами из редакции на тему: кто должен первым подниматься по лестнице. Те галантно утверждали, что, конечно же, представительницы прекрасной половины человечества. Но Лида, которая читала об этом у самого Льва Толстого, с лёгкостью доказала обратное. Спорили на шампанское, и типография выиграла. Редакции пришлось раскошеливаться на бутылочку.

Да, без веселья тяжеловато было бы работать. Особенно в зимние морозы, когда температура в типографии по утрам едва достигала 10-13 градусов тепла. А ведь приходилось иметь дело с металлическим шрифтом. После нескольких часов такого труда начинали ныть руки и спина. О том, что производство газеты вредно для здоровья, Лида тогда не знала. В общей сложности в типографии она проработала с перерывом чуть более десяти лет. Последний год дорабатывала уже в 1986 году, чтобы «добрать» стаж.

Мы поздравляем Лидию Кузьминичну Воеводину и всех её бывших коллег с Днём печати. В истории нашей газеты их имена не менее значимы, чем имена редакторов и корреспондентов, фотографов и корректоров. Не будь журналистов не было бы прессы, не будь печатников – не было бы и газеты.

Категория: Воложка № 3-4 | Добавил: Фарит (14.01.2011) | Автор: Юлия АНТОНОВА
Просмотров: 3115 | Теги: Кузьма Капков, Знамя коммунизма, Василий Быков, Валентина Чечулина, Егоренков, газета Воложка, Нина Ерёмина, СМИ в Марксе, типография, Лидия Воеводина | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Регистрация
Реклама



Доска объявлений
Предлагаю

Ремонт, перетяжка мягкой мебели, т. 8-927-222-17-26

Наш опрос

Оставить свой комментарий
Статистика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Copyright В.Гуреев © 2010-2024Создать бесплатный сайт с uCoz
Наверх