3,5 миллиона!
На заводе "Моссар" в Марксе пятый год подряд выпускают более половины ВСЕХ электросчётчиков, производимых в России

Завод, в котором рождается свет
Знаете ли вы, что ООО НПФ "Моссар" - это один из крупнейших в России заводов по производству светодиодного осветительного оборудования?

Светодиоды вместо ртути
Представители белорусского завода заинтересовались идеей использовать для освещения своих новых цехов светодиодные светильники, выпускаемые в Марксе

И всё-таки за ним пришли(4)
«Деловой Маркс» так много рассказывал про коррупцию в райадминистрации, что мне в итоге пришлось закрыть газету. Но и Олега Тополя закрыли

Колонка редактора



Вслушаться в слова(1)

 Желание главы района публично дать клятву работать честно и добросовестно вселяет уверенность, что он собирается эти обещания исполнять


Реклама



Последние комментарии
08.11.2023
Владимир Дмитриевич Батяев
Владимир Дмитриевич, к огромному сожалению, в

17.09.2022
Ринг на всю жизнь
Я тоже у Гусева тренировался.

29.03.2022
Людмила Савицкая
Людмила Владимировна Савицкая приняла оригина

05.10.2021
Валерий Георгиевич Шевчук
Кто Вы и зачем Вам Шевчук? Напишите мне в лич

30.09.2021
Ксения Чернова
у неё духа больше чем у многих мужиков.

Главная » Статьи » Опубликованные ранее » Разное

Последний полёт

Последний снимок
Ю.А. Гагарина,
сделанный в академии
В.А. Шитовым
16 февраля 1968 г.
после завершения
дипломной работы.
Таким он запомнился
нам навсегда

27 марта 1968 года МИГ-15, на котором совершали тренировочный полет Юрий Гагарин и Владимир Серёгин, разбился на территории Владимирской области. Незадолго до гибели Гагарину исполнилось 34 года. За это время сын крестьян из Смоленского села Клушино окончил ремесленное училище в подмосковном городе Люберцы, Саратовский индустриальный техникум, Чкаловское военное авиационное училище в Оренбурге, курс подготовки к полету в космос и стал первым человеком, посмотревшим на планету сверху через иллюминатор космического корабля. 

Хмурое утро

Утро 27 марта 1968 года в Подмосковье оказалось хмурым. Нижняя кромка облаков спустилась до 500 метров, с запада приближался холодный фронт. Как часто бывает весной, день мог улучшиться, а мог и окончательно испортиться. Но причин отменять полёты по метеоусловиям всё же не было. Чкаловский аэродром жил своей обычной учебно-тренировочной жизнью. 

Самолёт-спарка МИГ-15 с бортовым номером 18 ждал двух пилотов, двух полковников, двух Героев Советского Союза. Юрий Гагарин был в роли обучаемого и занял переднее место в кабине. Командир части, лётчик-испытатель 1-го класса Владимир Серёгин принимал у него зачёт и разместился, как положено инструктору, позади.

Серёгин был на 12 лет старше Гагарина, он пришёл с войны весь в орденах и с Золотой Звездой за успешные боевые вылеты. Мало кто владел искусством пилотирования лучше него: полковник испытывал новейшие реактивные самолёты того времени. Однажды он даже умудрился посадить сверхзвуковой истребитель с разрушенными рулями. С 1963 года, то есть уже пять лет Серёгин руководил лётной подготовкой космонавтов. 

Для Гагарина сегодняшний день должен был стать контрольной проверкой для допуска к самостоятельным полётам. После долгого перерыва он "налетал" за неделю семь учебно-тренировочных часов, и на взлётке его ждал в готовности боевой МИГ-17. Если наставник примет зачёт и погода не помешает, уже сегодня он как раньше поднимет в воздух боевой истребитель! С тех пор, как Гагарин стал всенародным Героем и Кумиром, ему не давали летать, а первый космонавт Земли рвался в небо. В мае 1963 года "Комсомольская правда" опубликовала такие его слова: "Разве можно лишать человека счастья? Ведь не памятник живой человек. Не хочу быть памятником".

Через 12 минут несложного полёта полностью исправный МИГ с двумя опытными лётчиками разбился. Как и почему это произошло, до сих пор остаётся загадкой. 

Столкнулись с землёй и погибли

Наверное, ни одну авиакатастрофу не расследовали так тщательно. Одни специалисты прочёсывали десятки квадратных километров и опрашивали сотни свидетелей, другие по найденным осколкам изучали работу каждого механизма, третьи с помощью сложных математических моделей выстраивали возможные траектории полёта, четвёртые исследовали останки пилотов, пятые анализировали тембр их речи при переговорах с землей, шестые…, седьмые…, восьмые…

Может, плохой самолёт? Перетрясли всю статистику по УТИ (учебно-тренировочный истребитель) МИГ-15 — оказалось, что он самый надежный в своём классе. Эксперты сошлись и в том, что разбившийся "борт №18" чешского производства 1956 года выпуска был полностью исправен, ресурс планера, узлов, деталей, двигателя, оборудования далеко не израсходован. 

Может, оплошали техники, которые готовили борт к полёту? Аэродром буквально перевернули вверх дном. Проэкзаменовали инженерно-технический состав части: умеют ли эксплуатировать самолёты? Оказалось, умеют. Проверили все заправочные жидкости — соответствуют кондиции. Редкие выявленные недостатки (а как без них?) к лётному ЧП никак не относились. 

Всё говорило о том, что причины катастрофы не на земле. 

Но что же такого произошло в воздухе? Может, диверсия, взрыв, отравление газом, алкогольное опьянение пилотов? Врачи и криминалисты твёрдо говорят: нет! Лётчики были здоровы.

Может, всё-таки отказ или столкновение с другим самолётом, метеозондом, стаей птиц? За две недели поисковые группы собрали обломки массой в 90% сухого веса самолёта. Экспертиза проходила в военном НИИ эксплуатации ракетной авиационной техники. Посторонних фрагментов или останков птиц в зоне катастрофы не оказалось. Анализ обломков подтвердил: всё работало исправно! Удар об землю был такой силы, что стрелки приборов оставили чёткие отпечатки, сохранив все основные показания: авиагоризонт, обороты двигателя, точное время удара, углы отклонения рулей высоты и т.д.

Выводы Госкомиссии: "Все изломы и деформации характерны для разрушений от однократно приложенной нагрузки. Следы усталостного разрушения деталей и элементов конструкции отсутствуют".

"Противопожарная система в полёте не использовалась".

"Двигатель в момент столкновения с землёй работал".

"Электрическая сеть самолёта находилась под током от генератора". 

"Попытка катапультироваться лётчиками не предпринималась".*

* Цитаты по ст. "Последний полёт", С.Белоцерковский, А. Леонов, "Наука и жизнь", № 5, 1987 г.

18 августа 1968 года Государственная комиссия приняла заключение о катастрофе, которое можно сформулировать следующим образом: экипаж УТИ МИГ-15 из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки совершил резкий манёвр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полёт, пилоты столкнулись с землёй и погибли.

Одна из редких
фотографий: курсант
лётного училища
Ю.А. Гагарин готовится
к полёту

Всё ясно. Но что это за изменившаяся обстановка, если она одним махом превратила несложный полёт в безвыходный штопор и привела исправный самолёт с работоспособным экипажем к столкновению с землёй?

Атака инопланетян

В рамки заключения комиссии можно вписать любую версию, даже самую фантастическую. В условиях, когда вопросов больше, чем ответов, а вся информация засекречена, рождались слухи и домыслы. 

Гагарин жив, его спрятали в психбольницу! 

У космонавта были враги в Политбюро и его "убрали"! 
Самолёт атаковали инопланетяне! Во времена горбачёвской оттепели таких гипотез было много.

Пожалуй, первой публичной попыткой серьёзного осмысления причин катастрофы можно считать статью "Последний полёт" в журнале "Наука и жизнь" №5 за 1987 год. Её авторы — член Госкомиссии, замначальника ВВИА им.Жуковского по научной и учебной работе доктор технических наук, профессор С.М. Белоцерковский и лётчик- космонавт А. Леонов. Тщательно анализируя детали лётного происшествия, авторы выдвигают три версии.

Гагарин и Серёгин выполняли полёт на высоте 4200 метров между двумя слоями облаков. В таких условиях не видно ни земли, ни неба, ни линии горизонта. Снижаясь, пилоты могли принять форму облака за неожиданно возникшее препятствие: другой самолёт, шар-зонд или стаю птиц. Это могло привести к резкому манёвру, выходу на недопустимые углы атаки и сваливанию самолёта в штопор. Определить, что падение происходит почти отвесно, можно было, только увидев землю, то есть, выйдя из нижней кромки облаков. А это 500 метров высоты. Столкновение уже неизбежно. Версия весьма вероятная. Но, ни подтвердить, ни однозначно опровергнуть её, увы, нельзя. Хотя точно установлено, что столкновения не было, исключить сближения нельзя. Даже если на самом деле препятствие оказалось простым оптическим обманом.

Второй из возможных причин Белоцерковский считает попадание МИГ-15-го в след другого самолёта. Позднее эту версию возьмут на вооружение многие авторы. И даже "найдут" этот самолёт — Су-15 с позывным "614-й", взлетевший с соседнего военного аэродрома Раменское. Якобы он грубо нарушил план полётов, забрёл в чужую зону, снизился ниже облаков, стал резко набирать высоту, перешёл звуковой барьер, а через 12-14 минут спокойно приземлился на аэродроме в городке Киржач. В то время, как случайно пересекая его курс, Гагарин и Серёгин попали под мощное воздействие закрученного воздушного потока, которое лишило самолёт управления, и он рухнул на землю. 

Возможно. Но возникают новые вопросы: где же этот самолёт, где этот лётчик, где его показания? Всё это можно было установить по горячим следам. Но документального подтверждения воздушного хулиганства со стороны некоего пилота нет. Не приводит его и Белоцерковский — пожалуй, самый осведомлённый о ходе расследования человек. 

Однако версия живуча — она базируется на множестве нестыковок. Если "чужой" самолёт был, почему его не видели наземные службы, почему не предупредили об угрозе? Если его не было, чью отметку "вели" специалисты по блюдцу локатора, принимая за МИГ-15-й, который к тому времени уже упал и разбился? 
Третьей возможной причиной выхода самолёта на запредельные углы атаки Белоцерковский и Леонов считают природную аномалию: чрезвычайно  интенсивный восходящий поток воздуха в сочетании с горизонтальным порывом ветра. В условиях приближающегося в тот день холодного фронта такие явления в атмосфере вполне вероятны. Но опять же: "вполне вероятны". Было ли это на самом деле — неизвестно и выяснить уже нельзя.

(Окончание в следующем номере)

Категория: Разное | Добавил: Фарит (28.03.2009) | Автор: Владимир Гуреев
Просмотров: 1336 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Регистрация
Реклама



Доска объявлений
Предлагаю

Ремонт, перетяжка мягкой мебели, т. 8-927-222-17-26

Наш опрос

Оставить свой комментарий
Статистика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0


Поздравляем с Днем Рождения!
gepanett(44)
Copyright В.Гуреев © 2010-2024Создать бесплатный сайт с uCoz
Наверх